На главную

Издается с июля 1973 года. Выходит 12 раз в месяц.   
 - Подписаться на RSS-канал » О нас     » Подписаться на газету     » Размещение рекламы
главные новости Донецка
В МинВВОТ анонсировали ряд изменений для жителей неподконтрольного Донбасса и переселенцев
11 октября 2019
В Украине изменились условия выплат пенсий переселенцам
30 августа 2019
КПВВ на Донбассе с 1 сентября переходят на "осенний" режим
28 августа 2019
лента новостей
17:41Идите в баню: чем и кому полезны банные процедуры
Посещение бани считается одной из самых полезных и приятных водных »
14:389 советов, которые помогут укрепить иммунитет осенью
Осенью как никогда необходимо укреплять иммунитет. Как это сделать »
22:17Правда о сахаре, которую вы хотели услышать
Узнайте, стоит ли верить в популярные мифы о сахаре. Что первое вам »
19:16Kак снизить давление без лекарств 
Повышенное кровяное давление можно нейтрализовать естественным путем, »
23:14В МинВВОТ анонсировали ряд изменений для жителей неподконтрольного Донбасса и переселенцев
Одна из стратегических целей правительства – реинтеграция переселенцев »
20:48Перечень доступных лекарств увеличат вдвое
Кабмин Кабинет министров Украины анонсировал увеличение количества »
17:46В октябре Землю накроют несколько магнитных бурь
Октябрь обещает быть месяцем с малым количеством геомагнитных бурь. »
16:27Землю накроют магнитные бури
В конце сентября Украину настигнет сильнейшая магнитная буря »
10:03В НБУ подтвердили намерение выпускать монеты пять и десять гривен
Национальном банке Украины в дальнейшем будут выпускать монеты номиналом »
13:38Причины кожного зуда и методы устранения данной проблемы
Кожный зуд при условии отсутствия других видов раздражения, таких »
22:05В Харькове состоялся "Донбасс Медиа Форум"
Уже пять лет подряд "Донецкий институт информации" проводит "Донбасс »
19:03НБУ напомнил об изъятии из обращения мелких монет
Мелкие монеты 1, 2 и 5 копеек перестанут быть платежным средством »
06:26Одежда, которая практически полностью защищает от комаров
Исследователи из Университета Брауна создали одежду на основе оксида »
19:25Морковь и тыква защитят от рака кожи
Витамин А, содержащийся в этих продуктах, помогает противостоять »
15:03Землю накроет сильнейшая магнитная буря
В первых числах сентября Украину накроет крайне сильная магнитная »
12:14В Украине изменились условия выплат пенсий переселенцам
Кабмин Украины принял постановление № 788, предполагающее изменение »
22:57КПВВ на Донбассе с 1 сентября переходят на "осенний" режим
Контрольные пункты въезда-выезда на линии разграничения на Донбассе »
21:39С 1 сентября НБУ отменяет карточку с примерами подписей
Национальный банк Украины планирует оптимизировать порядок осуществления »
15:58Болезни печени отступят, если регулярно есть этот фрукт
Диетологи рассказали о пользе экзотических фруктов, которые можно »
09:33Что происходит с телом человека, который ест чеснок
Чеснок хорошо известен как профилактическое средство при первых признаках »
опрос
Собираетесь ли вы покидать Донецк?
Нет, остаюсь здесь!
Да, в ближайшее время
Если только найду работу в другом городе
Уехал бы, но некуда

фоторепортажи
Митинг против запрета КПУ. 28 января 2016 года (9 фото)


Кролик под Радой. 11 декабря 2015 года (7 фото)


Митинги в Киеве. 17 декабря 2015 года (24 фото)



» все фоторепортажи
Форма обратной связи

Ваше имя: *
E-mail: *
Тема сообщения: *
Ваше сообщение: *



 
Главная
15.02.2013

Какая история в учебниках истории?

Количество просмотров: 7085
 
Все мы хорошо помним целый ряд недавних скандалов, связанных с учебниками истории, изданными сразу после "оранжевой" революции. С тех пор книги для школьников не раз редактировались, переписывались и видоизменялись, что, по мнению ученых, естественный процесс, а, по мнению людей далеких от науки, процесс странный, так как, что может быть более постоянным и незыблемым, чем давно свершившиеся события? Тем не менее, история переписывалась всегда, много, а иногда и бессовестно, в результате чего рождались такие шедевры, как утверждение, что Дир и Аскольд были представителями династии неких Киевичей, а история украинского народа насчитывает 140 тысяч лет. Но никто не будет спорить, что одним из наиболее болезненных периодов для украинцев (и всех славян вообще) является Великая Отечественная война. Российский институт стратегических исследований решил выяснить, как преподносится эта тема в учебниках истории России, Украины, Беларуси, Чехии, Сербии, Польши, Словакии, Хорватии и Болгарии.
 
Пересмотрена радикально
 
Труд в несколько сотен страниц приехала презентовать в Донецк одна из авторов книги, заместитель директора Российского института стратегических исследований - руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья, доктор исторических наук, политолог, украинолог Тамара Гузенкова. Она исследует социально-политические и культурные процессы в Украине уже более 15 лет, из-под ее пера вышли несколько монографий, в частности, известная книга "Антропология власти. Юлия Тимошенко", изданная в 2010 году. В этом же году группа ученых завершила основную работу над книгой "Расскажу вам о войне: Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран", которая была впервые презентована 22 июня прошлого года в Москве. На сегодня Тамара Гузенкова успела представить издание широкой публике не только в России, но и в ряде украинских городов: Севастополе, Ялте, Одессе, Херсоне и Киеве. В планах авторского коллектива также поездки и в другие страны, в которых проходили исследования.
 
- Это научный труд, близкий по своей стилистике, приемам, способу изложения к академическим трудам, - сказала в Донецке Тамара Гузенкова. - Освещали образовательную систему и отношение к войне в каждой стране те ученые, которые изучают эти страны и знают эти языки. В мире славяноведческое направление находится на периферии, и сейчас мало научных академических центров, в частности, на постсоветском пространстве. Сейчас невероятно трудно найти специалистов по славянским странам, особенно тех, которые знают языки. Мы почти все знаем в той или иной мере английский, и почти никто не знает чешского, болгарского, словацкого. В частности специалиста по чешскому языку мы нашли в Харькове, а также наш коллега из Харькова как раз писал одну из глав в этой книге.
 
По словам исследователя, подобных работ сейчас пишется достаточно, однако большинство из них создано на основе анализа двух - трех конкретных учебников, в то время как в качестве источника для книги "Расскажу вам о войне…" использовались сотни учебников различных стран, чтобы представить объективную картину того, что происходит с нашим историческим образованием в последнее время. Она также отметила, что именно в Украине особенно радикально пересмотрена советская и, в частности, военная история.
 
От Сталина-бога до Сталина-Гитлера

 

Одно из принципиально важных наблюдений авторского коллектива: современные учебники можно разделить на три группы, которые при этом неравны по своему весу и значению. Они предлагают три концепции относительно истории Второй мировой и Великой Отечественной войн: традиционную советскую, трансформированную и радикально пересмотренную. Традиционная концепция делает акценты на позитивном образе советского руководства, преимуществах социалистического строя и коммунистической идеологии, морально-политическом единстве советского народа как залога победы, деперсонификации советского командования, на решающей роли коммунистической партии как организатора борьбы советского народа. Как заявила политолог, сейчас трудно найти образовательную систему, которая бы укладывалась в эту схему. Но, тем не менее, есть еще страны, где ряд этих позиций в учебной литературе содержится, прежде всего, это Беларусь.
 
Наиболее распространенной является трансформированная концепция, которая включает в себя такие темы, как освещение репрессий, обсуждение темы коллаборационизма (иногда сочувственное), осуждение действий советского руководства на первых этапах войны, новые трактовки событий и документов (в частности, один из самых обсуждаемых - пакт Молотова-Риббентропа и особенно его секретные протоколы, которые в советское время были не известны, а сейчас являются элементом школьного образования). Для учебников такого типа также характерны преувеличение вклада своего народа и страны в победу над фашизмом, критическое отношение к советской социально-экономической системе, появление новых и обсуждение ранее запретных тем: Холокост, Катынский расстрел, быт в годы войны, взаимоотношения народа и власти, гендерный аспект и другие. Именно такой концепции придерживаются в России, Чехии, Словакии, Азербайджане и ряде других стран, а с 2011 года она стала ключевой и в украинских учебниках.
 
И, наконец, третью группу составляют учебники, которые содержат в себе радикально пересмотренную концепцию: здесь на первых позициях является положение о полном тождестве, равенстве фигур Гитлера и Сталина, и о равной ответственности СССР и Германии за развязывание войны. Вариации могут быть разные, например, говорится о том, что Сталин сам хотел развязать первым войну, но просто не успел. Кроме того, резкой критике подвергаются действия советского руководства в начальный период войны, и выделяются определяющие факторы победы СССР. Если раньше ими являлись решающая организационная и направляющая роль коммунистической партии, патриотизм советского народа, то здесь очень часто выдвигаются на первое место объективные, совершенно не зависящие от действий отдельных лиц или социальных групп, факторы: климатические условия.
 
ОУН-УПА: появление в официальной истории
 
- Во многих учебниках - польских, чешских, украинских - есть положения о том, что во Второй мировой войне Советский Союз выиграл благодаря русскому генералу Морозу и что по сути дела Сталин забросал своего противника трупами, советскими солдатами, говорится о том, что именно гипериспользование человеческого материала во многих случаях помогло победить во время войны, - рассказала Тамара Гузенкова. - Авторы некоторых учебников пишут, что после 1944 года, когда Красная армия пересекла границы Советского Союза, война превратилась из оборонительной в захватническую. Но в ряде учебников, в частности Татьяны Ладыченко, есть даже другой пассаж: до 22 июня 1941 года действия СССР тоже были захватническими, и Румыния, которая выступала на стороне Гитлера, была поставлена в разряд стран - жертв Второй мировой войны. Часто коллаборанты оцениваются как национальные герои, в некоторых учебниках они чуть ли не главная сила, которая оказывала сопротивление фашизму.
 
Одним из важных положений украинской концепции является постепенный отказ от понятия Великая Отечественная война и использование термина Вторая мировая или Германо-советская война. Для ряда славянских стран очень большое значение играет описание сюжетов, связанных с освободительным национальным движением. В Югославии это четники, в Чехии - движение сопротивления, но наиболее трагические и драматические переживания в оценке участников Второй мировой войны, которые оказывали сопротивление фашистам или в какой-то период сотрудничали с ними, относится именно к украинском материалу. Это оценка роли ОУН-УПА. Введение этого сюжета и превращение сил ОУН-УПА в равноценных участников Второй мировой войны наравне с регулярными советскими войсками и партизанским движением проходило на протяжении 10 лет. В начале 1990-х годов в Украине появился учебник О. Субтельного и А. Жуковского, который был опубликован во Львове и был рекомендован в качестве учебного пособия для школ Министерством образования Украины. Это была знаковая книга, которая сыграла большую роль в дальнейших изменениях концептуальных подходов к войне. Это была другая Украина, другая история, Украина диссидентская и Украина антисоветская, анти коммунистическая, и там впервые на уровне учебника были описаны роль и вклад ОУН-УПА в борьбе с фашизмом.
 
- Именно с этой книги началось другое, новое осмысление роли ОУН-УПА, - говорит исследователь. - Учебники, которые писались в Киеве, постепенно адаптировали эту тему: от крайне скудного, очень короткого, в несколько строчек критического или нейтрального упоминания ОУН-УПА до развернутых, широких, позитивных целых разделов, посвященных этому движению. И если не знать историю Второй мировой войны, может показаться, что ОУН-УПА была главным действующим лицом и главным субъектом, участвующим в этой войне, а партизанское движение и регулярная армия это было "живое мясо", "пушечное мясо", как говорится в некоторых учебниках, в частности, под редакцией Смолина.
 
Война без героев
 
Вторая часть книги, которую сами авторы считают главной изюминкой этого труда, посвящена анализу школьных сочинений. В 2010 году старшеклассников разных стран просили написать сочинение на тему "Расскажу вам о войне. Вторая мировая и Великая Отечественная войны. Письмо потомкам". Дети писали без подготовки, без предварительных посещений библиотек, без консультаций с родителями и учителями, для того, чтобы исследователи могли получить реальные представления, символы, ценности, образы войны.
 
Одна из особенностей школьных систем образования всех славянских стран - формирование национальных картин войны. Современные страны представлены в учебниках как самостоятельные субъекты войны: как будто Украина, Россия и Беларусь воевали отдельно.
 
- Для белорусов война - это Брестская крепость и партизанское движение, для украинцев - тяжелые бои и длительный период оккупации. В одном из сочинений белорусская девочка написала, что фашистов победили партизаны, а Красная армия им помогла. Украина представлена в сознании детей как величайшая жертва войны, которые понесла самые тяжелые потери, что в значительной степени правда, - рассказала Тамара Гузенкова.
 
В восприятии войны у школьников разных стран есть общее: все дети демонстрируют существование очень устойчивого базового экзистенционального страха перед войной. Вторая мировая война в современных учебниках имеет уже несколько иной вид, чем это было несколько десятилетий назад. Она постепенно дегероизируется и демилитаризируется, представляется в большей степени в мирных тыловых формах, пересматривается вклад сил союзников в разгром фашистов (их значение увеличивается), уже не принято показывать ужасы войны и почти нет упоминаний Нюрнбергского процесса.
 
- Война в сознании украинских школьников в значительной степени дегероизирована: одни не могут назвать в качестве героев Бандеру и Шухевича, а другие не могут назвать молодогвардейцев. Очень часто в их сочинениях присутствует исторический пессимизм, потому что не понятно за что воевали, ради чего, победили или не победили, можно ли считать победу над фашизмом реальной победой, если не получилось независимого государства? Эти вопросы, ответы на которые невозможно пока дать, способствуют формированию пессимистического взгляда на историю войны.
 
Вместо эпилога
 
Это три отрывка из сочинений киевских школьников, которые могут сказать о восприятии молодого поколения украинцев войны намного больше, чем любые другие документы.
 
Сочинение 1
"…В 1941 году произошла трагедия, глобальная национальная катастрофа, которая в наибольшей степени ударила по Украине как главной арене боевых действий.
… следует четко понимать политику фашистской Германии против Украины. Еще в 1939 году Гитлер отдал под гнет нацистской Венгрии Закарпатскую Украину. Германский Рейх никогда не говорил про независимую Украину. Фашисты планомерно и методично уничтожали украинских националистов.
…Украина была главной ареной борьбы против фашизма… Украина имеет своих героев. Героев в рядах Красной армии, героев УПА, героев Карпатской Украины.
Народ Украины воевал за освобождение своей земли от захватчиков. И всех бойцов за независимость Украины должны почтить в день 65-летия Победы над фашизмом.
Украина очень бедно жила в послевоенный период: голод, террор НКВД, особенно на Западной Украине, героическое сопротивление ОУН и УПА, уничтожение сел, семей, отсутствие жилья, одежды, транспорта, крайне низкий уровень жизни и героические усилия по восстановлению".
 
Сочинение 2
"Я считаю, что во время войны нужно было бы всем уважающим себя украинцам пойти за немцев. Ибо, по моему мнению, с немцами жилось бы лучше. При советской власти, как до войны, так и во время войны, народу жилось плохо, не хватало даже минимальных прожиточных минимумов. Немецкое командование хотело уничтожить большевистскую власть и дать людям свободную жизнь, и иметь свою личную собственность, то есть: неограниченную свободу выбора, земель, свой бизнес и делать то, что заблагорассудится. Я осуждаю СССР, поскольку он нес в себе разруху, боль, страдания, издевательства, а также я рад, что уже нет СССР!".
 
Сочинение 3
"На что бы я хотел обратить внимание? Сейчас идет активная перепись истории под интересы правящих элит. Буквально месяц назад лидеру ОУН(УПА) Степану Бандере дали звание Героя Украины. Что бы ни писали в учебниках и СМИ об ОУН(УПА), помните, что они ничем не отличались от фашистов и сотрудничали с ними. Стоит только вспомнить аллею с прибитыми к деревьям польскими младенцами. Это геройство?! Увольте. Прадед мне рассказывал, что он помнит о "воинах УПА". Однажды, его село захватили бандеровцы. Главу сельсовета они повесили в центре села, а его семерых детей передушили нитками. Я считаю, что нам должно быть стыдно за таких "героев".
 
Оксана ПОРИЦКАЯ.
 

» все новости




Новости по теме

07.02.2014 : Нестандартные операции спецслужб

20.12.2013 : У карты города. Энергетик

06.11.2013 : Раритетную плитку на доме Кроля закрасили

23.08.2013 : Российские генетики выяснили кто есть кто

26.07.2013 : У карты города. Поселок Котовского

03.06.2013 : У карты города. Победа

08.05.2013 : Украинский Рихард Зорге

04.04.2013 : Парень на миллион

13.03.2013 : У карты города. Александровка

22.02.2013 : Грудь в крестах, или Голова в кустах

25.01.2013 : В гостях у Паши Ангелиной

01.10.2012 : Эскадрон гусар летучих

17.09.2012 : С нашивкой "OST"

23.08.2012 : Шахтарочка роковых 40-х

14.08.2012 : Шубин: миф или реальность?

17.05.2012 : Судьба Пионерии

10.05.2011 : Май, цветы и колокол памяти

29.04.2011 : Эхо Чернобыля. "Кажется, я скоро умру. Почему? Потому…"

11.04.2011 : "Поехали!". Донецкие покорители космоса

01.10.2010 : Живые родники Донбасса

07.09.2010 : Стоп кадр. Мелочь, а неприятно

07.09.2010 : Тех грозных дней не смолкает слава...

30.08.2010 : Кое-что о местном патриотизме

23.08.2010 : "Сын Пушкина Александр никогда не спекулировал именем отца". Только в "Вечернем Донецке"







Новости партнёров - Join
загрузка...
Система Orphus
Если Вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Сtrl+Enter.





 

» архив новостей
печать версия для печати
реклама


погода

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

курс валют
Курсы валют на PROext
пресс-релизы
Лидер рынка электронного парения - Kangertech
Тренд замены обычных сигарет на электронные набирает свои обороты. »
Выбор спортивной обуви
Можно с уверенностью говорить о том, что кроссовки являются одним »
 



2008-2012 © ЗАО "Газета Вечерний Донецк" - Лучшая газета о товарах и услугах г. Донецка.
Использование любых материалов опубликованных на сайте,
разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт.
Рейтинг сайтов LookMy.info Создание сайта Донецк - LookMy.info
на базе конструктора сайтов