На главную

Издается с июля 1973 года. Выходит 12 раз в месяц.   
 - Подписаться на RSS-канал » О нас     » Подписаться на газету     » Размещение рекламы
главные новости Донецка
Зарплаты учителей вырастут на 20%
25 января 2021
В КП "Вода Донбасса" прокомментировали слухи о "плохой" воде
16 января 2021
Кабмин разрешил въезжающим из ОРДЛО и Крыма делать экспресс-тест на COVID вместо ПЦР
14 января 2021
лента новостей
01:55Україну накриє потужна магнітна буря
Метеозалежним людям, які гостро реагують на магнітні бурі, краще знати »
08:53Календарь магнитных бурь на июль 2022
Во время пиков своей активности Солнце выбрасывает в космическое »
01:42Ощадбанк добавил важную функцию для жителей оккупированных территорий
Ощадбанк сделал возможным вход в приложение "Ощад 24/7" через сообщения »
14:06Прогноз магнитных бурь на июнь-2022: расписание по дням
Астрономы составили прогноз на месяц и отметили, что пока на Солнце »
03:56Вступна кампанія в умовах війни: що потрібно знати
Цього року провести зовнішнє незалежне оцінювання випускників, як »
19:04Когда ждать магнитные бури?
1 мая –  первая магнитная буря мая, геомагнитные колебания средней »
04:18Магнитные бури в апреле
Первые дни месяца отметятся двухдневной магнитной бурей - "штормить" »
10:58Перехід на літній час 2022 року: коли це буде
На літній час Україна традиційно переходить в останні вихідні березня »
11:15Как будут выплачивать украинские пенсии во время войны
Выплата пенсий и социальных пособий гражданам Украины, несмотря »
10:24Календарь магнитных бурь на март 2022
В марте 2022 года ожидается несколько магнитных бурь, которые »
15:05Как вернуться из оккупации в Украину: для жителей ОРДЛО опубликовали алгоритм действий ОБЩЕСТВО 22 февраля 2022, 20:30 Читати українською Опубликовали алгоритм действий для тех граждан, которые сейчас проживают во временно оккупированных Россией
Опубликовали алгоритм действий для тех граждан, которые сейчас проживают »
06:49В Украине разрешили экстренное медицинское применение таблеток от ковида Paxlovid
В Украине, где ранее зарегистрировали для экстренного применения »
05:39Украина не планирует никаких наступательных действий на Донбассе - Минобороны
В ведомстве назвали дезинформацией заявления боевиков о подготовке »
14:14 Действительно ли хирургическая маска помогает в борьбе с коронавирусом
 Многих украинцев волнует вопрос о том, действительно ли обычна »
14:11Индексацию пенсий с 1 марта утвердил Кабмин
Повышение пенсий. В Украине с 1 марта 2022 года будет проиндексирована »
07:05Универсальная вакцина или специфический бустер: в МОЗ назвали варианты вакцинации в будущем
МОЗ рассматривает несколько сценариев дальнейшей жизни с коронавирусом »
07:02Донецкий ВУЗ-переселенец получил новую технику от США
Донецкий национальный технический университет в рамках проекта USAID »
07:25Кабмин втрое увеличил набор на подготовительные курсы для абитуриентов из ВОТ
В этом году к подготовительным курсов для поступления в украинские »
07:22В украинских вузах появится новая учебная дисциплина
Студенты будут изучать создание и развитие IT-продуктов Учебный курс »
14:56Магнитные бури - расписание на февраль
По данным экспертов, самыми пиковыми днями активности магнитосферы »
опрос
Собираетесь ли вы покидать Донецк?
Нет, остаюсь здесь!
Да, в ближайшее время
Если только найду работу в другом городе
Уехал бы, но некуда

фоторепортажи
Митинг против запрета КПУ. 28 января 2016 года (9 фото)


Кролик под Радой. 11 декабря 2015 года (7 фото)


Митинги в Киеве. 17 декабря 2015 года (24 фото)



» все фоторепортажи
Форма обратной связи

Ваше имя: *
E-mail: *
Тема сообщения: *
Ваше сообщение: *



 
Главная
09.01.2014

Украинский инженер: быть или не быть?

Количество просмотров: 5926
Ходят слухи о том, что ДонНТУ (Донецкий национальный технический университет) переходит на дистанционное обучение: ради экономии на коммунальных платежах учебные корпуса и общежития зимой закроют, а студенты будут грызть гранит науки не в учебных аудиториях, а у себя дома. Дыма без огня, как известно, не бывает. В качестве нашего эксперта по этому "пожарному" вопросу выступил Вячеслав ДЕМЕНТЬЕВ - проректор по научно-педагогической работе, директор института "Высшая школа экономики и менеджмента" ДонНТУ, доктор экономических наук, профессор.
 
- Речь идет о внедрении в учебный процесс на стационаре электронного обучения. Это становится стандартом современных образовательных процессов; это - мировая тенденция, - говорит Вячеслав Валентинович. - Переход к электронному обучению сделает образовательный процесс более открытым: ведь все конспекты своих лекций преподаватели переводят в электронный вид, и сразу становится виден их уровень. Все развивают умение работать посредством компьютера: студенты - обучаться, преподаватели - обучать.
 
- Так вы ловите сразу двух зайцев: учите студентов самостоятельности и, как год назад, временно закрываете учебные корпуса и общежития ради экономии на коммунальных платежах?
- Никто корпуса и общежития закрывать не собирается. Хотя уже проходит первый этап внедрения электронного обучения. Теперь - что касается коммуналки. В прошлом году государство вообще не выделило вузам средства на коммунальные расходы. И все эти траты легли на спецфонды вузов. Но специальные фонды, формируемые за счет платного обучения, у вузов разные: на инженеров по платной форме никто учиться идти не хочет. Исключение - IT-специальности. У нас доля платных студентов - 20 %. При этом мы имеем - 12 учебных корпусов, 12 общежитий, а еще - манеж, бассейн, спортзалы, - целый поселок городского типа. В этом году средства из бюджета на оплату коммунальных услуг мы получаем. Поэтому таких жестких проблем, какие были в прошлом году, теперь нет. Но коммуналка - не самая существенная проблема финансирования образования. Меня, например, больше волнует фонд заработной платы по спецфонду. Вообще проблема в том, как финансируются университеты, какова схема финансовых потоков системы высшего образования. Но на эту проблему пресса почему-то внимания не обращает.
 
- Так давайте обратим!
- И что - вы напишите, что нужно отменить стипендии? Если хотя бы половину средств стипендиального фонда можно было бы направить на развитие университета… Ведь с начала 1990-х мы не получаем бюджетные средства на литературу, компьютеры и оборудование, на ремонты, командировки, зарплату технического персонала. Зато стипендиальный фонд сохраняем. Хотя, поверьте, сами студенты больше заинтересованы в качественном образовании, нежели в сохранении стипендий. В других странах стипендию получают или очень бедные, или очень умные. Наиболее социализировано высшее образование в Германии, Франции, Голландии, странах Скандинавии. Но даже там стипендиями, а точнее грантами, обеспечиваются только старшекурсники, которые учатся в магистратуре. А мы платим первокурсникам, и многих из них потом отчисляем.
 
- Так в чем же, на ваш взгляд, основная сложность финансового положения вузов?
- В том, что государств, выдавая вузу госзаказ на подготовку специалистов определенных профилей и оговоренной численности, не берет на себя обязательств по финансированию выполнения этого госзаказа. Вернее, оно обязуется выделять средства на выплату зарплаты преподавателей и стипендии и частично на коммунальные платежи. На все остальные нужды мы уже 20 лет не получаем из бюджета ни копейки.
Между тем, нужны финансовые ресурсы на развитие университета, на зарплату работников хозяйственной части. Откуда их взять? Кроме госбюджета, есть второй источник - спецфонд. Его цель - обеспечить подготовку платного студента, на которого из госбюджета средства не выделяются. И в смету закладываются эти расходы. Но есть масса и других расходов, которые несет университет и которые покрываются из этого фонда. В частности, обеспечивается учебный процесс бюджетника. К примеру, покупается компьютер, на котором работает бюджетник, ремонтируется общежитие, в котором живет бюджетник. Да, это - нарушение бюджетного кодекса.Но ради развития университета… Второй вопрос: а что делать, если платников мало, как у нас?  Это  проблема всех технических университетов Украины, включая Харьковский и Киевский. И это, в основном, - экономисты. Министерство образования озаботилось  их  перепроизводством, отсюда идея: "А давайте закроем экономические специальности в непрофильных вузах!". Но, начиная обрезать подготовку экономических кадров в технических вузах, наше государство окончательно добивает материальную базу такой высшей школы.
 
- Но пока  спецфонд есть. И средства  на его счету надо тратить -ради этого он и создан.
- Но при этом никак не привязывается к доходам университета. И  это - не вопрос ошибки нашего финансового планирования. Просто расходы по спецфонду и доходы не корреспондируются между собой. Никто не планирует расходы, исходя из доходов. Расходы нам просто навешивают. В том году не дали коммуналку - "Заплатите из спецфонда!" Нужна электронная подписка на информационные базы - "Заплатите из спецфонда!" А это - 50 тысяч долларов.
 
- Но ведь вы по законодательству можете зарабатывать не только на подготовке студентов-платников?
- Министерство проявляет заботу о вузах. Несколько лет назад вышло постановление "Про платні послуги". Оно практически не реализована. По банальной причине. Проблема в том, что нам предлагают заниматься бизнесом, будучи бюджетниками. Любой шаг влево-вправо будет признан нецелевым использованием бюджетных средств, растратой и хищением. Ведь все деньги в университете, получены ли они от государства или нами заработаны, по бюджетному кодексу все это - бюджетные средства. Поэтому это - изначально мертвое постановление. Хотя во всем мире есть простая, прозрачная, всем понятная схема: университет выступает учредителем коммерческих предприятий, которые зарабатывают деньги и делятся с университетом. Так, университетом Лиежа создано 80 предприятий, и все они находятся в его орбите, но каждое из них - отдельное юридическое лицо; Министерство образования туда уже не вмешивается.
 
- То, что образование связано с издержками, понятно каждому. Но, может, их частично может покрывать наш бизнес?
- Наш бизнес в этом процессе практически никак не участвует. Редкие исключения - Донбасская топливно-энергетическая компания, "Донецксталь"…
 
- А каков зарубежный опыт по развитию спецфондов?
- А никакого! Только в постсоветских государствах одновременно существует и платное, и бюджетное образование. Это - наше ноу-хау. Всюду - или все бюджетное, или все платное. В Германии, например, в государственных вузах - полностью бесплатное образование. Есть смешанная система, например, в Голландии. Там студенты оплачивают свое образование, но частично, то есть часть финансовых ресурсов поступает из бюджета, а частично затраты на свое образование возмещают сами студенты. Но платят все не как у нас. Но это - неполная цена, как в США или Великобритании, где за семестр студенты или их родители платят по 20 и более тысяч долларов. Бюджеты ведущих западных вузов сопоставимы с бюджетами Донецкой области и Украины в целом. К тому же существуют  системы пожертвований в университетские фонды: американские университеты около трети своих средств получают за счет пожертвований. В России такая схема тоже есть - законодательно. Но сам подход к системе высшего образования у нас и у американцев - противоположный. Вспомним, как создавались отечественные вузы, например, наш, основанный в 1921 году. Мы должны были взять детей рабочих и крестьян, и массово сделать из них инженеров. У американцев - совершенно другой подход. В США университеты создавали люди, чтобы учить в них своих собственных детей, чтобы они не ездили на учебу в Англию. Теперь и у нас есть частные вузы, но большинство из них основано на коммерческих принципах. В Америке все университеты - неприбыльные организации, причем половина создана религиозными структурами, то есть общественными организациями.
 
- Вячеслав Валентинович, мы удачно затронули Голландию, Англию и Америку. Петр Первый не жалел государственных средств для привлечения в страну голландских и английских инженеров. Подобным образом поступал и Сталин - с той лишь разницей, что он привлекал американцев. Во второй половине ХХ века самый высокий в мире уровень инженерного образования оказался в Советском Союзе, - Это признали все, включая Европу с Америкой. Вопрос в том, каков наш интерес в современной подготовке за свой счет инженеров для Германии, Франции, Англии, Польши?..
- Спрос на наши инженерные кадры остается: традиции нашего инженерного образования сильные. В магистратуру западноевропейских вузов наших выпускников-бакалавров берут с удовольствием; французы даже сняли квалификационный экзамен по языку как барьер. Каков наш в этом интерес? Во-первых, развивается мировая экономика, мировой научно-технический прогресс. Вам известно, что ноутбук изобрел украинский эмигрант Возняк? Во-вторых, эти люди все равно поддерживают с нами связь. По разным схемам. Как-то встретил одного нашего выпускника, который уехал в Германию, получил там гражданство, живет во Франкфурте, а работает в Донецке - в немецкой фирме.
Подготовка инженерных кадров - вопрос стратегический. Он напрямую связан с другим вопросом - каковы стратегические цели развития отечественной экономики? Возможны два варианта. Нужны ли нам были свои инженеры, когда строились Юзовка, а в ней - металлургический завод? Нет, не нужны. С Юзом приехали английские инженеры, для них построили общежитие - первый в Юзовке каменный дом. И не было никакой потребности у Юза создавать здесь технический университет. Мы и теперь можем предоставить иностранным корпорациям возможность присылать к нам своих инженеров, а мы, аборигены, будем работать в цехах, торговать, заниматься малым бизнесом. Многие страны пошли таким путем.
 
- А какой второй вариант?
- А второй вариант - бороться за собственное место в мировом инновационном развитии, создавать собственные технологии и собственные производственные цепочки. Чтобы все это выстроить и быть конкурентоспособными, нужна своя кадровая база. И судьба всего отечественного инженерного образования решается ответом на вопрос - по какому из этих двух вариантов развития мы собираемся идти.
 
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ.

» все новости




Новости по теме

20.06.2014 : Вступительную кампанию на Донбассе продлили до сентября

18.06.2014 : Абитуриенты Донецка будут сдавать ВНО в других областях

11.06.2014 : Украинская наука: печальное сегодня, туманное завтра

30.05.2014 : Отзвенел последний звонок

20.05.2014 : Донецкий флагман специального образования

19.05.2014 : Учить нестандартно мыслить!

07.05.2014 : ВНО состоится при любой политической погоде

21.03.2014 : Почему разработки ученых пылятся на полках

11.03.2014 : Дальнобойщик из Донецка создал чудо-крылья

11.03.2014 : Подросли новые таланты

01.03.2014 : В Донецке пройдет фестиваль научных изобретений

28.02.2014 : Донецкие ученые приступили к разработке уникальной станции, которая может пригодится даже на… Луне

19.02.2014 : Напиши сочинение - получи ноутбук!

13.02.2014 : На вечном пути к Кобзарю…

05.02.2014 : Сами сделаем или японцев позовем?

05.02.2014 : Важен качественный результат

24.01.2014 : Фикусы помогут спасти планету

09.01.2014 : Персональный компьютер - в виде украшения?

27.12.2013 : А если без взрывчатки?

20.12.2013 : Интеллектуальная элита региона

26.11.2013 : Украинские учебники: на ошибках учимся?

26.11.2013 : Под крылом у ангелов

22.11.2013 : Рок, только рок!

20.11.2013 : Новые правила поступления в вузы Украины







Новости партнёров - Join
загрузка...
Система Orphus
Если Вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Сtrl+Enter.





 

» архив новостей
печать версия для печати
реклама


погода

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

курс валют
Курсы валют на PROext
пресс-релизы
Лидер рынка электронного парения - Kangertech
Тренд замены обычных сигарет на электронные набирает свои обороты. »
Выбор спортивной обуви
Можно с уверенностью говорить о том, что кроссовки являются одним »
 



2008-2012 © ЗАО "Газета Вечерний Донецк" - Лучшая газета о товарах и услугах г. Донецка.
Использование любых материалов опубликованных на сайте,
разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт.
Рейтинг сайтов LookMy.info Создание сайта Донецк - LookMy.info
на базе конструктора сайтов