На главную

Издается с июля 1973 года. Выходит 12 раз в месяц.   
 - Подписаться на RSS-канал » О нас     » Подписаться на газету     » Размещение рекламы
главные новости Донецка
Зарплаты учителей вырастут на 20%
25 января 2021
В КП "Вода Донбасса" прокомментировали слухи о "плохой" воде
16 января 2021
Кабмин разрешил въезжающим из ОРДЛО и Крыма делать экспресс-тест на COVID вместо ПЦР
14 января 2021
лента новостей
10:38Некоторые условия приема в вузы в 2022 году изменили
В Минобразования утвердили условия вступительной кампании в »
03:48Магнитные бури в декабре.
В дни магнитных бурь метеозависимые люди могут жаловаться на »
03:45Минцифры объявило бета-тест онлайн-декларирования места жительства
С 1 декабря Министерство цифровой трансформации запускает бета-тестирование »
10:32Кабмин утвердил порядок погашения долгов по пенсиям жителям ОРДЛО
Кабинет министров утвердил порядок погашения задолженности по пенсиям »
10:18Скоростной поезд "Интерсити" планируют запустить в Мариуполь
В Мариуполь планируют запустить скоростной поезд "Интерсити". »
10:07У Пенсійному фонді роз`яснили, чи враховується у страховий стаж час, протягом якого безробітні перебували на обліку у центрі зайнятості.
Текст новостиЯк пише Пенсійний кур`єр, у страховий стаж дійсно зараховується »
10:58В Украине начнут клинические испытания лекарства для профилактики COVID-19
В Украине планируют провести клинические испытания второй и »
07:29Оприлюднили графік проведення ЗНО у 2022 році
Український центр оцінювання якості освіти (УЦОЯО) оприлюднив графік »
13:01Церковный календарь на ноябрь 2021 года
Ноябрь 2021 года для католиков начнется с дня памяти всех святых (православные »
11:56Создана интерактивная карта заведений культуры Донбасса
Команда ОО «Місто-сад» опубликовала интерактивную карту учреждений »
11:53Правительство утвердило Стратегию интеграции внутренне перемещенных лиц
Правительство утвердило Стратегию интеграции внутренне перемещенных »
11:47Украинцам разрешат легализовать свои частные и дачные дома
В Украине начала работать строительная амнистия для частных »
11:44Минздрав утвердил список противопоказаний к вакцинации от коронавируса: кому нельзя делать прививку
В связи с введением ограничений для невакцинированных лиц в »
11:41Сразу четыре магнитные бури ждут украинцев в ноябре
В ноябре ожидается четыре магнитных бури, которые скажутся на »
15:37В Украине изменятся правила дорожного движения
Об этом передает pr.ua со ссылкой на постановление Кабинета министров »
15:32В "Дие" появится электронное пенсионное удостоверение
Министерство цифровой трансформации Украины планирует запустить электронное »
03:12Украинцев не пустят в транспорт без COVID-сертификатов
С четверга, 21 октября, в Украине начали действовать новые карантинные »
03:10В Украине рассказали о действительности записей в трудовой книжке с пометкой ЛДНР
Украинские правозащитники рассказали переселенцам и жителям ЛДНР можно »
04:26Минздрав вводит ограничения на межобластные перевозки
С 21 октября в Украине начинают действовать новые правила межобластных »
04:24Создана интерактивная карта экологических проблем Донбасса
В Украине запустили новую карту "Схід Ekomap", которая посвящена »
опрос
Собираетесь ли вы покидать Донецк?
Нет, остаюсь здесь!
Да, в ближайшее время
Если только найду работу в другом городе
Уехал бы, но некуда

фоторепортажи
Митинг против запрета КПУ. 28 января 2016 года (9 фото)


Кролик под Радой. 11 декабря 2015 года (7 фото)


Митинги в Киеве. 17 декабря 2015 года (24 фото)



» все фоторепортажи
Форма обратной связи

Ваше имя: *
E-mail: *
Тема сообщения: *
Ваше сообщение: *



 
Главная
09.11.2012

Рынок делаем сами

Количество просмотров: 1671
Когда Украина объявила себя страной с рыночной экономикой, были приняты соответствующие законодательные акты и признаны утратившими силу советские правила управления экономикой. С тех пор прошло два десятка лет, но до сих пор публицисты и экономисты наш экономический уклад пренебрежительно называют квазирынком, псевдорынком, базаром и прочими малопочтенными определениями. Можно, конечно, обижаться, упрекать авторов таких публикаций в снобизме, но, положа руку на сердце, честно следует признать, что так оно и есть на самом деле. Спору нет, признаки рыночной экономики у нас есть, и местами довольно заметные, однако в целом Украине и в том числе Донбассу еще ох как далеко до настоящего цивилизованного рынка! Можно сколько угодно говорить о рынке, принять массу рыночных законов и постановлений, но если у власти и людей, считающихся предпринимателями, не будет рыночного мышления, никакого рынка не будет. А вот именно его-то, рыночного мышления, в нашем социуме почти не наблюдается. Во всяком случае, оно не определяет характер производственных отношений. Хотя советская административно-командная система еще в начале 1990-х была предана анафеме, на поверку она живее всех живых и по-прежнему доминирует во многих сферах деятельности.
 
В этом убеждает прежде всего ситуация в ЖКХ. По окончании выборов в Верховную Раду руководитель Минрегионстроя А.Близнюк без всяких экивоков заявил, что тарифы в коммунальном секторе будут повышаться, дескать, это суровая необходимость. Главный аргумент в пользу повышения цен - несоответствие нынешних тарифов реальной стоимости коммунальных услуг. Глава Национальной комиссии по регулированию коммунальных услуг Валерий Саратов сказал, что действующие тарифы на отопление покрывают 74% себестоимости, а на водоснабжение и водоотведение - на 69%. По этой причине коммунальники работают в убыток и задолжали огромные суммы поставщикам энергоресурсов. По словам В.Саратова, уровень расчетов предприятий теплокоммунэнерго за природный газ составляет чуть более 60%, на компенсацию этой разницы из госбюджета требуется направить около 7 миллиардов гривень. Международный валютный фонд, к которому Украина тянет руку за помощью, предлагает повысить тарифы до рыночного уровня, а это значит, что коммуналка подорожает как минимум на 30%.   
 
На МВФ руководители ведомства кивают как на объективное обстоятельство. Дескать, мы не сами повышаем, а вынуждены это делать, чтобы угодить дядюшкам из-за океана, которые настаивают на рыночных тарифах. Однако эти "дяди из МВФ" вовсе не требуют именно повышать цены на услуги, они считают неправильным, когда бюджетные деньги идут на содержание ЖКХ, это, по их мнению, проедание получаемых от МВФ кредитов, с чем они категорически не согласны. Но повышение цен - самая простая мера, не требующая для реализации ни умственных, ни физических усилий. Помимо повышения тарифов, есть и другой путь для сбалансирования расходов и тарифов - это сокращение затрат на ЖКХ. Возможностей для этого или, как когда-то говорили, внутренних резервов более чем достаточно. Если подходить по-рыночному, то первым делом следует серьезно заняться устранением потерь воды и тепла при передаче их от производителей к потребителям, которые во многих случаях достигают 40 - 50%. Затем неплохо бы обеспечить прозрачность денежных потоков, чтобы все видели, какие суммы поступают от населения и на что эти деньги расходуются. Сегодня это тайна за семью печатями. А ведь суммы собираются немалые, но вот на то, чтобы заменить трубу в подвале, у ЖЭКа средств всегда не хватает. Пример успешных ОСМД убеждает, что денег, собираемых по действующим тарифам, вполне достаточно для приличного содержания и даже на регулярные косметические ремонты домов. Если их, конечно, тратить по-хозяйски, а не на что попало. Тут нельзя не сказать и о том, что стоимость услуг ЖКХ весьма утяжеляет налог на добавленную стоимость (НДС). Хочется спросить наше правительство: помилуйте, панове, какую добавленную стоимость может давать наше по европейским меркам в подавляющем большинстве убогое жилье, да еще на 60% изношенное? Уже давно раздаются вполне разумные предложения отменить этот налог и за счет него создать ремонтный фонд, что было бы гораздо выгодней как для местных, так и для государственного бюджетов. Это был бы по-настоящему рыночный подход.
Если говорить о необоснованном росте тарифов, то этим особенно отличается ведомство связи. Припомните, сколько в советские времена стоило отправить простое письмо с маркой? Пять копеек. А сегодня за него надо выложить больше двух гривень. А послать бандероль стоит дороже любого содержимого, если, конечно, там не золото. Прежде за денежный перевод брали два процента от переводимой суммы, а теперь за двумя-тремя сотнями гривень в соседний город дешевле съездить, чем отправлять деньги по почте. О доставке газет и других периодических изданий и говорить не приходится, тарифы на эту услугу почта так взвинтила, что без спонсорской поддержки издания не выдерживают бремени затрат и одно за другим закрываются. И что же, почтовики от этого много выиграли? Правда, работы у них стало раз в сто меньше. Если они к этому стремились, то результат налицо. Крупные компании давно уж создают свои службы доставки корреспонденции. Частные письма стали большой редкостью, раньше к каждому празднику люди слали друг другу миллионы поздравительных открыток, а теперь их почти не стало, эта в общем-то хорошая форма поддержания отношений между людьми сошла на нет, поскольку стала дорогим удовольствием. Если и дальше так пойдет, то скоро отделы доставки в почтовых отделениях придется упразднить за ненадобностью. Уже сегодня, если бы не было доставки пенсий, почтальонам было бы нечего делать. Чем же почтовики думают дальше зарабатывать себе на жизнь? Хочется спросить словами из Мольера: "Ты этого хотел, Жорж Данден?". Таким образом, погоня за легкой наживой оборачивается потерями. Получается как в известной поговорке: жадность фраера губит. Это лишний раз убеждает в том, что на рынке нужно вести себя цивилизованно, а не как разбойник с большой дороги.     
   
"Укртелеком" тоже старается не отставать от смежников - почтовиков, регулярно наращивая тарифы за свои услуги. Недавно опять объявлено о повышении абонентной платы за стационарные телефоны. Только вот много ли от этого выиграют связисты, рост тарифов вызывает массовый отказ от стационарных телефонов и переход на мобильную связь. Руководство "Укртелекома" само подхлестывает этот процесс, тем самым уступая поле деятельности конкурентам. Можно ли после этого называть наших связистов рыночниками?
Рынок создать - не поле перейти, процесс этот длительный и непростой, правительство должно не только создавать правила игры на нем, но и показывать примеры рыночных подходов в решении тех или иных хозяйственных задач. Справляется ли оно с этой ролью? Увы, далеко не                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           всегда. Так, вице-премьер-министр Борис Колесников, курирующий транспорт Украины, стяжал славу поборника рыночной экономики. По его инициативе в Южной Корее за хорошие деньги были закуплены суперсовременные поезда "Хюндай" для скоростного сообщения столицы с крупнейшими региональными центрами. Для пассажиров в них комфорт и сервис на европейском уровне, цены - тоже. Все бы ничего, да вот только одно небольшое "но": идет-то суперпоезд от Донецка до Киева 7 часов. Точно за такое же время этот путь мне не раз приходилось проделывать на стареньких "Жигулях" по шоссе отнюдь не европейского качества. Комфорт в поезде, конечно, вещь приятная, но для пассажира главный фактор - время, которое на "Хундае" он не выигрывает. Тут поневоле возникает вопрос: почему же супер-поезд не дает той скорости, с которой он ходит в европейских странах? 
 
Ответ прост: потому что наша железнодорожная колея на такую скорость не рассчитана, она, извините, кривая и извилистая. Вы когда-нибудь пробовали пройти по коридору купейного вагона с полным стаканом чая на ходу поезда? Вас так начнет швырять о стенки, что полстакана вы еще, быть может, донесете, да и то с трудом. А все потому, что путь не гладок. Прежде чем покупать скоростные поезда, неплохо бы выправить и отрихтовать рельсовый путь. Во Франции, например, прежде чем пустить скоростной поезд от Парижа до Ниццы, полностью реконструировали дорожное полотно. Впрочем, если сделать то же и у нас, тогда и обычные поезда могли бы ходить до Киева вдвое быстрей. А уж после того, как они исчерпали бы свои возможности, можно пускать скоростные, причем, не обязательно заграничные, такие же изготавливает и родной Крюковский вагонный завод. А пока мы лишь смешим Европу, пуская по нашим кривым дорогам суперпоезда со скоростью чумацких повозок.
 
Или возьмем пример другого рода. Как сообщалось в печати, для реконструкции стадиона во Львове к чемпионату "Евро-2012" металлоконструкции были закуплены в Германии, которые обошлись дешевле отечественных. На первый взгляд, в данном случае проявлен сугубо рыночный подход: покупаю товар там, где он дешевле. Однако не зря говорится, что не все золотое, что блестит. Это только видимость рынка. Если рассматривать с точки зрения государственных интересов, то тут результат со знаком минус. Верно, застройщик от этой сделки какую-то сумму, возможно, сэкономил, но государство потеряло во сто крат больше.
Во-первых, не получили заказ наши незагруженные прокатные станы и, следовательно, казна лишилась налога на прибыль и других платежей. Во-вторых, металлурги не получили какой-то объем работы и зарплаты, с которой бюджет тоже не получил налога, не поступили и взносы в Пенсионный фонд. Если подсчитать всю упущенную выгоду, то выигрыш, полученный от меньшей стоимости проката, не потянет и на половину. Так что рыночной эту сделку признать никак нельзя.                                             
А вот еще более впечатляющий факт, тоже связанный со строительством стадиона - "Донбасс Арены". В прессе с нот кой гордости сообщалось, что деревья для озеленения прилегающей к стадиону территории были закуплены в… Голландии. Но вместо гордости, этот факт вызывает недоумение и горечь: на что у нас тратится добываемая с трудом валюта!
Неужели во всей Украине не нашлось лесопитомника, в котором можно было купить две-три сотни саженцев, зачем надо было везти их через всю Европу? Деньги девать некуда? Могут возразить: мол, деревья куплены не за государственный счет, а за валюту частного инвестора. Так-то оно так, но откуда инвестор взял деньги? Они ему не с неба упали, не из-под земли он их откопал? В конечном счете, их заработали люди, наши соотечественники. Почему они своим трудом должны обогащать заграничных "владельцев заводов, газет, пароходов"? Это тоже не рынок.
 
Насколько известно, в Украине имеется закон, которым установлено, что покупать за рубежом разрешается только те изделия, которые не производятся в стране. Известный постулат гласит: у нас перед законом все равны. Но фактически это только на бумаге, а на деле, как у Оруэлла: есть которые равнее. Им позволено покупать за валюту буквально все, включая веники и зубные щетки.             
С антирыночными проявлениями сталкиваешься буквально на каждом шагу. На базаре и в магазинах продавцы уперто держат высокие цены, а между тем продукты, будь то фрукты или овощи, теряют товарный вид или вовсе приходят в негодность. Таким путем наши торговцы хотят получить максимальный "навар", хотя исстари каждый купец знал, что прибыль достигается не столько высокой ценой товара, сколько быстротой оборота. У нас же на рынках преобладает жлобский принцип: продать как можно   дороже, пусть хоть половина товара сгниет. Этот порядок неукоснительно поддерживает рыночная мафия или как она теперь называется? Не однажды приходилось слышать сетования торговцев на то, что они и не прочь бы скинуть цену, чтобы быстрей продать товар, да вот "братки" с бритыми затылками не позволяют, велят держать цены на кем-то установленном уровне.
О нашей торговле можно говорить много, но точно так же ведут себя продавцы недвижимости. В городе немало домов и встроенных помещений, на которых годами висят кричащие объявления типа "Сдается в аренду", "Продается". Неужели никому не нужны нежилые площади для магазинов, парикмахерских, различных офисов? Нужда в них, конечно, есть, но владельцы этих помещений запрашивают такие цены, чтобы за три года аренды окупить его стоимость. Где это видано? По этой же причине пустуют квартиры в домах-новостроях. Продавцы заламывают за них такую плату, будто они обеспечивают райские условия проживания.
И так повсюду, куда ни сунься. Каждый продавец чего бы то ни было стремится сорвать с покупателя как можно больше, хоть на базаре, хоть в отношениях между партнерами по бизнесу. И правы скептики: это не просто псевдорынок, это какое-то помешательство на почве жлобства, взаимное удушение. С такой ментальностью мы вряд ли когда-либо построим цивилизованную рыночную экономику. Перефразируя великого Гоголя, можно сказать: рынок делаем мы сами и прескверно делаем.
 
Мефодий МАРТЫНОВ.

» все новости




Новости по теме

25.01.2021 : «Укрзалізниця» повысит стоимость билетов на 22%

15.01.2021 : Табачные изделия существенно подорожают

21.08.2020 : Правительство поддерживает восточные регионы

19.08.2020 : Донетчина – в лидерах по зарплатам

29.11.2019 : В Украине с 1 декабря увеличится прожиточный минимум

22.09.2019 : В НБУ подтвердили намерение выпускать монеты пять и десять гривен

16.09.2019 : НБУ напомнил об изъятии из обращения мелких монет

23.08.2019 : С 1 сентября НБУ отменяет карточку с примерами подписей

01.07.2019 : Национальный банк вводит в обращение банкноту номиналом в 1000 гривень

24.04.2019 : Пасха и майские праздники: как будут работать украинские банки

24.12.2018 : НБУ определился, как будут работать банки на новогодние праздники

16.12.2018 : Донецкая область утвердила бюджет-2019

12.12.2018 : Парламент принял закон о маркировке товаров, как в ЕС

09.10.2018 : Премьер-министр рассказал о внешних долгах страны

09.10.2018 : Гройсман пообещал системное повышение пенсий

02.10.2018 : Зарплата украинцев выросла на четверть

01.10.2018 : Материальное обеспечение военнослужащих значительно возрастет

14.09.2018 : Наращиваем экспорт ряда продуктов

11.09.2018 : Повышаются минимальные цены на алкоголь

09.09.2018 : Нацбанк выпустил новые 20 гривен

05.09.2018 : Названы сроки повышения минимальной зарплаты и пенсий

21.08.2018 : "Укрзалізниця" закупит вагоны на полтора миллиарда

19.08.2018 : В Украину перевели в разы больше денег, чем вывели

17.08.2018 : В Украине – самый дешевый в мире Интернет

06.08.2018 : Донецкая область в июне стала лидером по зарплатам







Новости партнёров - Join
загрузка...
Система Orphus
Если Вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Сtrl+Enter.





 

» архив новостей
печать версия для печати
реклама


погода

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

курс валют
Курсы валют на PROext
пресс-релизы
Лидер рынка электронного парения - Kangertech
Тренд замены обычных сигарет на электронные набирает свои обороты. »
Выбор спортивной обуви
Можно с уверенностью говорить о том, что кроссовки являются одним »
 



2008-2012 © ЗАО "Газета Вечерний Донецк" - Лучшая газета о товарах и услугах г. Донецка.
Использование любых материалов опубликованных на сайте,
разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт.
Рейтинг сайтов LookMy.info Создание сайта Донецк - LookMy.info
на базе конструктора сайтов