На главную

Издается с июля 1973 года. Выходит 12 раз в месяц.   
 - Подписаться на RSS-канал » О нас     » Подписаться на газету     » Размещение рекламы
главные новости Донецка
«Шахтер» одержал волевую победу над «Фейеноордом» в Лиге чемпионов.
18 октября 2017
Новость для переселенцев: «их» Министерство и общественники подписали Меморандум
07 октября 2017
Рада приняла пенсионную реформу с повышением минимального стажа
03 октября 2017
лента новостей
11:48Рада утвердила медицинскую реформу
Верховная Рада поддержала во втором чтении Законопроект № 6327 »
10:51Минералка в Трускавце будет платная и лимитированная
Минеральная вода «Нафтуся» в Трускавце станет платной для курортников. »
14:08«Шахтер» одержал волевую победу над «Фейеноордом» в Лиге чемпионов.
Победа в Роттердаме над «Фейеноордом» 2:1 войдет в перечень ярких »
19:39Переход на "зимнее" время в 2017 году в Украине состоится 29 октября.
Перевод часов регламентируется постановлением Кабмина от 13.05.96 »
21:47ФК «Шахтер» отмечает 21 год президентства Рината Ахметова
11 октября 1996 года президентом футбольного клуба «Шахтер» (Донецк) »
19:29Для переселенцев Донбасса появился новый номер горячей линии
Об этом сообщает Министерство по вопросам временно оккупированных »
23:56Новость для переселенцев: «их» Министерство и общественники подписали Меморандум
Состоялось подписание трехстороннего Меморандума по работе совместной »
11:27Кабмин уверяет, что газ зимой дорожать не будет
В отопительном сезоне 2017-2018 годов газ дорожать не будет. »
08:16Кто хранит это у себя дома, болеют раком: от этого нужно избавиться
Чем больше мы узнаем об окружающих предметах, тем понятнее становится »
22:24Рада приняла пенсионную реформу с повышением минимального стажа
Верховная Рада приняла пенсионную реформу, которая предусматривает »
13:17Кабмин вводит новый порядок расчета субсидий на коммуналку
Кабинет министров Украины с 1 октября вводит новый порядок расчета »
21:09"Шахтер" обыграл "Карпаты"
Футболисты донецкого "Шахтера" одержали девятую победу в чемпионате »
03:06"Шахтер" проиграл "Манчестер Сити"
Футболисты донецкого "Шахтера" уступили во вторник, 26 сентября, в »
02:10Бесплатные медуслуги: Минздрав назвал гарантированный пакет
Министерство здравоохранения обнародовало перечень услуг, которые »
17:20 Сроки появления «Ощадбанка» на линии разграничения
С 25 по 29 сентября, вблизи линии соприкосновения в Донецкой области, »
17:18Екс-глава Держдепу дала пораду щодо деокупації Донбасу
Уряд України має розробити план поліпшення життя населення тимчасово »
14:15Децентрализация в Украине: о чем нужно знать в преддверии первых выборов
Децентрализация – одна из самых масштабных реформ, которая должна »
22:48"Шахтер" обыграл "Зирку" в чемпионате Украины по футболу
Футболисты донецкого "Шахтера" победили 23 сентября в кропивницком »
20:43Украинцы перевели из Польши 2,2 миллиарда долларов
Более миллиона украинцев, работающих в Польше, совокупно перевели »
19:46Cтартует подготовка к выборам в громады Донбасса
29 октября назначены выборы в недавно созданные объединенные территориальные »
опрос
Собираетесь ли вы покидать Донецк?
Нет, остаюсь здесь!
Да, в ближайшее время
Если только найду работу в другом городе
Уехал бы, но некуда

фоторепортажи
Митинг против запрета КПУ. 28 января 2016 года (9 фото)


Кролик под Радой. 11 декабря 2015 года (7 фото)


Митинги в Киеве. 17 декабря 2015 года (24 фото)



» все фоторепортажи
Форма обратной связи

Ваше имя: *
E-mail: *
Тема сообщения: *
Ваше сообщение: *



 
Главная
11.04.2014

У карты города. Боссе

Количество просмотров: 11140
Боссе в Донецке так же популярен, как в СССР товарищ Иванов. И это аксиома. За относительно короткий исторический срок пришлый фамильный топоним своей популярностью затмил местные топонимы Прохоровка, Рыковка, Ларинка, Игнатьевка и другие. Парадокс, да и только. По состоянию на сегодняшний день, официально в Донецке нет ни завода Боссе, ни поселка, улицы - переулка его имени. Но спросите первого встречного в Ленинском, Кировском, Куйбышевском районах, в центре города, и он скажет и укажет, где и такой завод, и такой микрорайон.
 
Компаньон компаньона увидел издалека
 
Жизнь и деятельность Эдуарда Боссе (полное Ф.И.О. - Эдуард Теодор Боссе (Эдуард Артурович Боссе) в изложении его многочисленных биографов и почитателей богаты на даты, цифры, события, заслуживающие внимания каждого, кто интересуется этой незаурядной личностью.
Родился он близ городка Тамсалу, что в Эстонии, 19 октября 1854 года в состоятельной лютеранской семье. Отец его, Артур Боссе, был купцом первой гильдии, торговал мануфактурой. Официально считался рижским гражданином, хотя длительное время проживал в Санкт-Петербурге. Дети его, дочь Марго-Евгения и два сына - наш герой Эдуард Теодор и Артур Гаральд, - каждый по своему были талантливы и проявили себя в жизни достаточно ярко. Дочь в свое время была весьма известной актрисой. Артур Гаральд, 1861 г. р., - один из основателей в 1899 году завода по производству электроуглей для дуговых дамп, электрощеток и других изделий этого толка, был главным его управляющим. После революции уехал за океан, в Сантьяго, Чили, где и умер в 1937 году. Переживший много хозяев и различных социально-политических потрясений основанный им завод - ныне ОАО "Кудиновский завод "Электроугли" в одноименном городе Московской области - и сегодня на плаву.
 
Эдуард Боссе, как и многие люди его эпохи, учебе в России предпочел учебу в Щвейцарии. В престижном Политехническом институте Цюриха учился с 1874 года. 10 августа 1878-го получил диплом инженера. Чем занимался молодой человек и инженер в период вплоть до 1985 года, история умалчивает. Но в 1885-м, на 31-м году жизни, свидетельствуют источники, он работал в Обществе Франко-русских заводов в Санкт-Петербурге. Не надолго, однако, задержался Эдуард Боссе в городе на Неве. В том же 1885-м руководство общества направило его, можно сказать, на прорыв, на Юг России, где в самом разгаре шло строительство железнодорожной ветки Екатеринодар - Новороссийск протяженностью 254 версты (русская мера длины, равная 1,06 км). Э. Боссе в числе четырех тысяч рабочих 24 июня 1888 года присутствовал на торжественном открытии железнодорожной ветки и видел, как министр путей сообщения К.Н. Посьет серебряными ножницами с золотыми ушками перерезал ленточку и дал добро на работу магистрали и железнодорожного вокзала в Новороссийске. Тот год для Боссе стал знаковым. Он познакомился с немецким предпринимателем Рудольфом Генриховичем Генефельдом. Будущим своим компаньоном.
А потому как один и другой от природы были люди смотрящие вперед, то язык между собой они нашли быстро. Такого же человека они увидели в лице юзовского помещика и шахтовладельца Николая Рутченко. К тому временим последний весьма интенсивно торговал своей движимостью и недвижимостью. Участок земли у села Григорьевка Бахмутского уезда оказался тем самым лакомым куском, который и купили Боссе и Генефельд. На правом берегу речки Кальмиус они решили построить ни много ни мало, а машиностроительный и чугунолитейный завод. По одним источникам, в 1988-м компаньоны, а по другим - в 1986 году один Генефельд, в селе Петро-Марьевка на реке Лугань Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, ныне город Первомайске Луганской области купили купил фабрику оберточной бумаги. Но не фантики для конфет стали производить предприниматели на своем предприятии, а переоборудовали его в механический завод.
 
Два стартовых гектара
 
Это со временем машиностроительный и чугунолитейный завод распростер свои производственные мощности, вспомогательные цеха, иные службы, а также "именной" поселок на сотни гектаров. Начинали Боссе и Генефельд с двух десятин земли, чуть более 2 га, что купили у помещика и шахтовладельца Николая Рутченко. Неподалеку несет свои воды Кальмиус, что гарантирует снабжение водой технологию процесса обработки металла, считай рядом Григорьевка, чуток поодаль - другие села, что обещает рабочую силу. На месте, выбранном заезжими менеджерами для строительства завода, - густое разнотравье да редкий кустарник. И, сами понимаете, никаких наземных и подземных коммуникаций. Через годы люди заметят, что уж слишком громко компаньоны назвали свое детище - "Машиностроительный и чугунолитейный завод". На самом деле это была полукустарная мастерская с одним горном. Хотя и это уже другая сторона дела, задействованы на ней были 50 рабочих из местных крестьян.
 
Построенный в 1889 году, завод уже вскоре выпуска шахтные копры, небольшие котлы, кузнечные поковки, колосники, другие метизы… И одновременно наращивал свои производственные мускулы. Из "Ведомостей о фабричном заведении" за 1896 год следует: "Завод имеет: паровых машин - 2 по 14 лошадиных сил; котлов паровых - 2 по 240 квадратных футов. Рабочий день длится по десять с половиной часов. На заводе работают 140 человек. Завод имеет право на одну постоянную кровать в Григорьевской земской больнице. Родильного приюта, яслей, школ, богодельни, больничной кассы страхования - нет. Пенсии не выплачиваются…". Не думаю, что сообщение в "Ведомостях…" так уж за живое задело хозяев завода. Скорее всего, они сами из меркантильных намерений, что, впрочем, было выгодно обеим сторонам, энергично взялись за расширение производства.
 
В 1903 году на месте мастерских уже высились слесарный, механический, модельный и литейный цехи. Дальше - больше. С началом первого довоенного промышленного подъема Донбасса к 1910 году уже построены новый литейный цех, расширены модельный и механический, в кузнечный - добавился горн и поставлен молот. На заводе уже трудятся 200 человек. В эти же годы рабочий коллектив пополнили молодые люди, о которых с годами будут вспоминать все чаще и чаще: Никита Хрущев, будущий 1-й секретарь ЦК КПСС, И.А. Стрельченко, будущий комсорг, парторг и настоящий организатор масс, В.Д. Индюков, будущий первый красный директор завода. В связи с Ленским расстрелом (1912 год), на заводе активно формируются протестные настроения среди рабочих, которых уже под 300 человек, проходит однодневная забастовка. В 1913-м завод Боссе переименовывают в "Машиностроительный и чугунолитейный завод". В дополнение к имеющемуся ассортименту освоен выпуск небольших паровых и ручных лебедок и насосов, вентиляторов с ручным приводом, дробилок, шахтных клетей и вагонеток. А потом пришла череда войн, революция 1917 года. За время империалистической войны прибыль завода Боссе и Генефельда составила 75 тысяч рублей. Рабочий день увеличился до 14 часов. Никакой охраны труда, на нулевой отметке медицинское обслуживание. Вместо светлой перспективы - лавина событий и потрясений мирового масштаба, напрямую затронувших и жизнь коллектива.
 
В октябре 1917-го на заводе создан большевистский Совет. Наряду с управляющим, младшим Боссе, действует рабочее правление, в которое входят Н. Сапов, И. Полунин, И. Горбунов. Все больше овладевают массами выступления председателя Юзовского совета рабочих депутатов Я. Залмаева. В декабре из рабочих завода формируется красногвардейский отряд под командованием М. Кабанова. 1918-й знаменуется формированием вооруженных отрядов под началом рабочих Д. Митрофанова, Н. Буряка, И. Жогова, принявших участие в боях с белогвардейцами Деникина. В огне гражданской войны сгорели и разрушены цеха, оборудование пришло в негодность. В 1921-м в жизни завода произошло событие, которое в то время называли не иначе, как эпохальное. По поручению партийной организации, коммунист Н. Сапов создал здесь комсомольскую ячейку. Пережив организационные трудности, разруху, в 1923-м предприятие достигло довоенной мощности и получило статус Государственного машиностроительного завода
 
1925-й вошел в историю завода как год его первой реконструкции. На прежней земле производственным цехам стало тесно. Все острее выдвигался в разряд первоочередных вопрос строительства рабочих колоний - жилья для заводчан. Для таких потребностей было получено 317 десятин земли, на которой уже в следующем году заводчане построили котельный и механический цеха стоимостью 5 миллионов рублей, провели железнодорожную ветку к станции Рутченково. Приобретены также первый паровоз, один грузовой и два легковых автомобиля.
1926-й год следует считать началом массового строительства заводского поселка. За очень короткий срок энергичными темпами были построены 75 двухквартирных домов. Десятки семей рабочих и служащих из землянок и балаганов переехали в капитальные строения. Возведенные дома напрочь опровергли устоявшееся мнение: все, что строится быстро, недолговечно. Построенные в конце 1920-х дома и ныне здравствуют на улице Куприна, других улицах, что окружают завода. Немудреные по своей архитектуре, они, тем не менее, не затерялись среди домов более поздней постройки и другой планировки. Обновление и наращивание производственных мощностей, строительство жилья напрямую способствовали увеличению почти до тысячи человек численности работающих, росту объемов производства и реализации продукции. Завод одним из первых в Донбассе за 3 года (!) реализовал план первой пятилетки. В 1932 году досрочно выполнен почетный заказ энергетиков на изготовление 784 мачт для "Днепростроя". В следующем году в поселке открылись больница и столовая.
Между тем идеологии молодой Страны Советов делали все, чтобы вычеркнуть из памяти простых людей всякие намеки на капиталистическое прошлое заводов, шахт, поселков и городов. Под гребенку попал и бывший завод Э.А. Боссе. В 1935 году он получил название имени 15-летия комсомола Донбасса. В знак создания в апреле 1920 года Комсомольской организации Донбасса. Впрочем, и под этой шапкой он продержался недолго. Республиканское начальство посчитало такое название местничеством и приказало назвать завод имени Ленинского комсомола Украины. Под этим, в общем-то звучным, логотипом одно из лучших предприятий машиностроительной отрасли Украины и СССР благополучно дожило до перестройки. В 1989 году отметило свое 100-летие, в этом - отметит 125-летие. Но уже в другом экономическом статусе и под очередным новым названием - ОАО "Донецкгормаш".
 
Знаковые изделия завода
 
Первые в СССР роторные погрузочные машины для Экибастузской и Березовской ГРЭС Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса. Подъемное оборудование, удостоенное в 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе "Гран-при". Первый образец самого крупного в мире вентилятора ВЦД-47 "Север" для работы в условиях Крайнего Севера. Уникальные оборудование и машины для работы в тоннелях Асуаннской плотины в Египте. Славные трудовые страницы, известные всему миру лица, посещавшие передовое предприятие Донбасса и страны. И все это наш завод. Машины и механизмы отработали свое и ушли на переплавку. Известные некогда люди по разным причинам сегодня и не на слуху, и не на виду у жителей и гостей города.
 
Но Донецк никак не представить без величественного монумента "Твоим освободителям, Донбасс!". История его создания уходит корнями в далекие 60-е и 70-е годы прошлого века. Вначале было принято соответствующее постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, а затем начались изыскательные и проектные работы над воплощением идеи в монумент. В 1976 году над памятником параллельно работали коллективы скульпторов Киева и Донецка. В конце концов за основу приняли разработку донецких авторов: скульпторов Ю.И. Балдина и А.Н. Порожняка, архитекторов В.П. Кишканя и М.Я. Ксеневича. В 1982 году художественный совет Министерства культуры СССР утвердил проект, во главе которого стоял автор многих идей Юрий Иванович Балдин.
 
Возводили монумент тресты "Донецкшахтострой" и "Донецкметаллургстрой", "Донецстальконструкция" и "Днепростальконструкция". Не вдаваясь в подробности технологии создания такого объекта, скажем, что самое непосредственное участие принял в нем и коллектив сборочно-сварочного цеха Донецкого машиностроительного завода имени Ленинского комсомола Украины. Изначально - завод Боссе.
На строительство израсходовано более 850 тысяч советских рублей. Величественный монумент "Твоим освободителям, Донбасс!" открыт 8 мая 1984 года.
 
Судьба им уготовила разлуку
 
Как свидетельствует история, Эдуард Боссе и Рудольф Генефельд, скооперировавшиеся на поприще постройки своего завода, в таком альянсе прожили недолго. В 1902 году они поделили свою собственность. Машиностроительный и чугунолитейный завод в поселке Юзовка отошел Боссе, а механический завод в Петро-Марьевке на реке Лугань (ныне Первомайский электромеханический завод имени К. Маркса) перешел в собственность Р. Генефельда. Почитатели организаторских способностей Э. Боссе считают, что он являлся и соучредителем Донецкого общества железоделательного и сталелитейного производства в поселке Дружковка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Ныне это ОАО "Дружковский машиностроительный завод" в Дружковке Донецкой области.
 
Какие бы точки зрения на историю деловых отношений этих людей не существовали, одно остается незыблемым. После 1902 года судьба их развела. Эдуард Боссе с семьей уехал в Прибалтику. Надеялся вернуться. Не получилось. Из семейных тайн Эдуарда по крайней мере одна до сих пор считается загадочной. По семейному преданию, Павел Эдуардович Боссе является приемным сыном семьи Боссе. В 1890 году, возвращаясь с работы, Эдуард Боссе нашел сверток с ребенком у ворот своего дома. Вместе с женой Хедвиг фон Руктешелль (28.04.1866 - 17.04.1936 гг.) он мальчика усыновил. Со временем он стал инженером и в полном смысле был правой рукой Эдуарда Боссе во всех его делах и начинаниях. Вплоть до 1917 года являлся управляющим завода в Юзовке. В 1920 году предприятие национализировали. По крайней мере, вплоть до 1922 года Павел Эдуардович проживал в нашем городе. Дальнейшая его судьба не известна. Основатель завода умер 27 июня 1927 года в Риге, Латвия. К сожалению, не известна дальнейшая судьба Рудольфа Генефельда после того, как они поделили совместную собственность с Эдуардом Боссе.
 
Анатолий БИРЮКОВ.
Фото репродукция автора.
 

» все новости




Новости по теме

10.03.2016 : Нужно ли менять документы жителям переименованных улиц

10.03.2016 : Нужно ли менять документы жителям переименованных улиц

28.07.2014 : Офицеры Первой мировой

11.06.2014 : У карты города. Ганзовка

08.06.2014 : У карты города. ЦОФ "Чумаковская"

19.05.2014 : Главная должность Александра Гришина

08.05.2014 : Зеленая волна памяти

08.05.2014 : Что за штучка "Бухенвальд"?

07.05.2014 : У карты города. Казенный завод

07.05.2014 : Герои из XX века

18.04.2014 : Основатель российской азотной промышленности

11.04.2014 : Долгая дорога к звездам

03.04.2014 : Директор Григорий Баланов

28.03.2014 : У карты города. ШАХТА №31

14.03.2014 : Созидатель Антонов

04.03.2014 : История семьи - история страны

28.02.2014 : Солдатский образок передан в музей

27.02.2014 : У карты города. Полежаково

19.02.2014 : Увековечили имена заводчан-"афганцев"

15.02.2014 : Война на чужбине

14.02.2014 : Были инкогнито…

07.02.2014 : Нестандартные операции спецслужб

31.01.2014 : Доктор Любимов

24.01.2014 : Совершенно секретно. Из досье генерала КГБ







Новости партнёров - Join
загрузка...
Система Orphus
Если Вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Сtrl+Enter.





 

» архив новостей
печать версия для печати
реклама


погода

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

курс валют
Курсы валют на PROext
пресс-релизы
Лидер рынка электронного парения - Kangertech
Тренд замены обычных сигарет на электронные набирает свои обороты. »
Выбор спортивной обуви
Можно с уверенностью говорить о том, что кроссовки являются одним »
 



2008-2012 © ЗАО "Газета Вечерний Донецк" - Лучшая газета о товарах и услугах г. Донецка.
Использование любых материалов опубликованных на сайте,
разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт.
Рейтинг сайтов LookMy.info Создание сайта Донецк - LookMy.info
на базе конструктора сайтов