На главную

Издается с июля 1973 года. Выходит 12 раз в месяц.   
 - Подписаться на RSS-канал » О нас     » Подписаться на газету     » Размещение рекламы
главные новости Донецка
Донецкая область утвердила бюджет-2019
16 декабря 2018
"Шахтер" сыграл вничью с "Лионом" и продолжит евросезон в Лиге Европы
13 декабря 2018
Учителям и коллегам во врачевании и жизни посвящается
12 декабря 2018
лента новостей
22:33Донецкая область утвердила бюджет-2019
В Донецкой области утвердили областной бюджет на 2019 год с »
18:31Урегулирование конфликта в Донбассе – приоритетная задача
Председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в »
13:30Кабмин представил план медицинской реформы в 2019 году
В следующем году украинцы начнут получать электронные больничные, »
10:03"Шахтер" сыграл вничью с "Лионом" и продолжит евросезон в Лиге Европы
Футболисты донецкого "Шахтера" сыграли 12 декабря вничью с французским »
22:00Учителям и коллегам во врачевании и жизни посвящается
УМЕРЕТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. «Одни люди работают, чтобы жить, другие »
20:05Парламент принял закон о маркировке товаров, как в ЕС
Рада приняла в целом закон, регламентирующий, какая обязательная информация »
16:42Рада одобрила закон о гуманитарном разминировании в Донбассе
Народные депутаты Украины поддержали во втором чтении законопроект »
12:14С 2019 года введут новый вид социальной помощи
В Украине для граждан, ухаживающих за детьми с тяжелыми заболеваниями, »
05:31Сборная Украины по футболу получила соперников в квалификации Евро-2020
В Дублине (Ирландия) состоялась жеребьевка отборочного турнира »
04:33Президент назвал главную цель Нормандской встречи
Петр Порошенко заявил, что Украина готова к встрече в Нормандском »
21:03Сборная Украины по футболу получила соперников в квалификации Евро-2020
В Дублине (Ирландия) состоялась жеребьевка отборочного турнира »
20:08В областях создадут штабы обороны
В Украине не будут создаваться новые военно-гражданские администрации »
18:59Общей мобилизации не будет
В Генштабе Вооруженных Сил Украины подтвердили, что в »
22:33С 1 декабря КПВВ Донбасса перейдут на новый график работы
С 1 декабря контрольные пункты въезда-выезда в Донецкой и Луганской »
08:34"Шахтер" вырвал победу у "Хоффенхайма" в Лиге чемпионов УЕФА
Футболисты донецкого "Шахтера" обыграли во вторник, 27 ноября, немецкий »
03:25Водоснабжение в Украине оказалось под угрозой
Руководители региональных водоканалов Украины заявили, что централизованное »
01:23Военное положение ввели в 10 областях украины
Верховная Рада приняла закон №9338 "Об утверждении Указа Президента »
19:31Пенсии для жителей ОРДЛО: Красный Крест предлагает помощь в решении вопроса
Международный комитет Красного Креста готов содействовать в вопросе »
17:05Население Украины за девять месяцев сократилось на 165 тысяч человек
Численность наличного населения Украины в течение девяти месяцев текущего »
15:04Украинцев в декабре ожидают несколько магнитных бурь
В декабре текущего года украинцев ожидают три магнитные возбуждения »
опрос
Собираетесь ли вы покидать Донецк?
Нет, остаюсь здесь!
Да, в ближайшее время
Если только найду работу в другом городе
Уехал бы, но некуда

фоторепортажи
Митинг против запрета КПУ. 28 января 2016 года (9 фото)


Кролик под Радой. 11 декабря 2015 года (7 фото)


Митинги в Киеве. 17 декабря 2015 года (24 фото)



» все фоторепортажи
Форма обратной связи

Ваше имя: *
E-mail: *
Тема сообщения: *
Ваше сообщение: *



 
Главная
28.03.2011

Марк БРОВУН - рыцарь прекрасной Мельпомены

Количество просмотров: 3839

Великий Вольтер называл театр "одушевленной живописью человеческих страстей". Другие выдающиеся люди литературы и искусства сравнивали его с храмом, трибуной, великой школой, особым миром, содружеством искусств. Но, чтобы театр стал именно таким, чтобы подлинное искусство заставляло замирать одновременно несколько сотен сердец и воскрешать в людях благородные и очищающие чувства, его должна возглавлять Личность с большой буквы.

Личность - талантливая, духовно богатая, целеустремленная, небоящаяся творческих экспериментов, трудностей и неудач. В историю театрального искусства золотыми буквами вписаны имена таких выдающихся деятелей как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.Л. Кропивницкий, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, Л.С. Курбас, Г.А. Товстоногов, Ю.П. Любимов... Все они не только создатели новых театров, но и новой театральной эстетики, сформировавшей мыслящего, интеллектуально развитого зрителя. 

Если же взять сегодняшний украинский театр, то, бесспорно, одним из наиболее ярких его "ваятелей" является в недавнем прошлом директор, а ныне художественный руководитель Донецкого национального академического украинского музыкально-драматического театра Марк Бровун. Прежде чем прийти в муздраму, он поменял несколько профессий, пока не осознал, что его жизненное призвание - именно театр. И за 35 лет работы Марк Матвеевич реализовал здесь себя сполна. Он стал единственным в Донбассе деятелем искусства, который стал лауреатом Национальной премии Украины имени Т.Г. Шевченко и полным кавалером ордена "За заслуги". Его многолетняя деятельность отмечена почетным званием заслуженный работник культуры Украины, а также десятками государственных и ведомственных наград. Среди своих коллег Марк Бровун давно уже слывет лучшим театральным менеджером страны, к которому едут за мудрым советом и опытом и даже неоднократно пытались переманить в столицу. Но он остался в своем любимом театре, городе и крае.

В преддверии Международного дня театра наш обозреватель побеседовал с Марком БРОВУНОМ о прошлом, настоящем и будущем театра.

- Марк Матвеевич, на встречах с журналистами, вы не без гордости называете цифры и демонстрируете диаграммы, из которых наглядно видно, что донецкая муздрама развивается весьма динамично и по основным экономическим и творческим показателям идет в ногу со столичными театрами, а подчас и опережает их. И это несмотря на экономический кризис, проявление декаданса в искусстве, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности.

- Несмотря на получение двумя театрами нашей области статуса национального, мы по-прежнему остаемся в коммунальном подчинении. А это значит, что мы существуем за счет налогоплательщиков Донецкой области. А поэтому, как мне кажется, они имеют право знать, куда и на что идут уплаченные ими налоги или деньги, отданные за театральные билеты. И я действительно горд тем, что коллектив нашего театра от актера и режиссера до бутафора и кассира в единой связке работают на конечный результат - зрителя. Придет к нам зритель - театр будет существовать и развиваться, не придет - будет влачить жалкое существование. В 2010-м году наш театр по всем финансово-экономическим показателям, а это общая численность спектаклей, количество зрителей на стационаре и во время гастролей, доходы от спектаклей, загруженность зрительного зала и ряд других, значительно опережает все остальные театры нашей области. Причем такая тенденция сохраняется уже на протяжении последних девяти лет. Так, с 2002 по 2010 год включительно наш театр заработал 24 млн. 44 тыс. грн., что на 2 млн. 221,5 тыс. грн. больше, чем три другие театра области - оперы и балета (г. Донецк), ТЮЗа (г. Макеевка) и драмтеатра (г. Мариуполь) вместе взятые. Практически по всем показателям мы достаточно долгое время уверенно сохраняем первое место среди музыкально-драматических театров Украины, а среди театров, имеющих статус "национального", чуть-чуть уступаем лишь Национальному академическому русскому театру имени Л. Украинки или Национальной опере Украины. Однако на сегодня по такому важному показателю, как посещаемость театра, мы лидируем. Средний процент посещаемости за прошлый год составил 86,9 %, а в первые месяцы этого года перешагнул за порог 95%. За всеми этими цифрами огромный труд коллектива - актерской труппы, вокалистов, балета, оркестра, всех наших цехов и служб и, конечно же, администрации во главе с генеральным директором театра Натальей Волковой. Без ложной скромности скажу, что в уверенной поступи театра есть и заслуга его художественного руководства, которое проводит грамотную, рассчитанную на близкую и далекую перспективу репертуарную политику, учитывающую разносторонние вкусы публики. Все это занимает огромное количество времени, поэтому театр для меня и многих других работников стал и в прямом, и в переносном смысле родным домом. Ведь приходится работать подчас по 15 часов в сутки, не вспоминая о выходных.

- То, о чем вы рассказали, это театр сегодняшнего дня. А каким он был, когда вы пришли сюда главным администратором?

- Я пришел в театр 35 лет назад, а в 1987 стал его директором. Хотя как зритель, конечно же, бывал в нем и раньше - и когда еще спектакли муздрамы шли на сцене театра оперы и балета, и когда в 1961 году он переехал в новое здание, в котором находится поныне. В тот период театр находился, мягко говоря, в депрессивном состоянии. Труппа слабая, художественный уровень постановок таков, что зрители старались обойти муздраму десятой дорогой. Актеров на сцене часто и густо было больше, чем зрителей в зале. Вот  тогда я вместе со своими единомышленниками разработал программу необходимых преобразований и стал ее последовательно претворять в жизнь. Скажу откровенно, процесс этот оказался длительным, но, спустя годы, он принес свои положительные плоды. Мы вышли на достойный творческий уровень, и зритель вернулся в театр. Как нам это удалось? Мы начали восстанавливать добротные по драматургии спектакли, приглашая на главные роли тогдашних звезд театра и кино: Евгения Евстигнеева, Александра Калягина, Леонида Маркова, Ирину Муравьеву, Владимира Этуша… Крепко помогли нам режиссер Анатолий Эфрос, со своими учениками, среди которых оказались такие замечательные актеры как Михаил Козаков и Лев Дуров. Мы постоянно привозили нашумевшие спектакли московских, ленинградских и киевских театров. До сих пор мои сверстники донецкие театралы вспоминают блистательные спектакли Свердловской оперетты - лучшего музыкального театра той поры. Одними из первых мы взяли в свой репертуар "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Интердевочку" В. Кунина, "Роксолану" П. Загребельного, "Народного Малахия" Н. Кулиша… Одновременно проводилась работа по набору труппы, повышению актерского мастерства, общего художественного уровня спектаклей. Работала на зрителя и телепередача "У камина", которую я в течение нескольких лет вел на областном телевидении. Именно по инициативе нашего театра стали проводится фестивали "Театральный Донбасс" и
"Золотой ключик". По сути в течении 15 лет мы из сезона в сезон воспитывали зрителя, прививали ему вкус к театру, к театру разножанровому, интеллектуальному,
высокопрофессиональному. И зритель ответил нам взаимностью. Но это не значит, что мы достигли совершенства и можно, как говорится, спокойно почивать на лаврах. Ко всему, что мы делаем, к нашим нынешним творческим возможностям я стараюсь относиться достаточно критически. Ведь, как известно, совершенству нет предела.

- Преобразовывая театр, вы одновременно превращали его в настоящий "украинский музыкально-драматический театр". Легко ли было это делать в русскоязычном регионе, которым исторически был и остается Донбасс?

- Естественно, это происходило не одномоментно. Мы изучали этот непростой вопрос со специалистами и постепенно перешли на язык, который в нашей Конституции значится как государственный. Начали делать постановки на украинском языке для малышей, молодежи, а уж затем и для взрослой аудитории. И в итоге по показателю заполненности зрительного зала занимаем лидирующие позиции. Поэтому дело не в том, на каком языке поставлен спектакль - русском или украинском, (к слову, у нас в репертуаре есть и спектакли на русском языке), а в неординарной режиссерской концепции, яркой актерской игре, попавшем в десятку сценографическом или музыкальном решении. Процесс прививания украинской культуры и языка продолжается. В нашем репертуаре обязательно присутствует украинская классика, драматические произведения современных отечественных и зарубежных авторов, мюзиклы. Языковой подготовкой постоянно занимаются и актеры.  

- Ваши усилия, Марк Матвеевич, не прошли даром. Донецкий театр стал вначале "академическим", а затем и "национальным". Это единственный музыкально-драматический театр в Украине, удостоенный столь высокого статуса.

- Признаюсь, что эти звания давались не за красивые глазки. Путь к ним был нелегким и тернистым. И обретение их не дает нам право успокоиться, напротив, каждым новым спектаклем, каждой новой программой мы должны подтверждать, что статус национального мы получили вполне заслуженно. Начиная с 2002 года, руководство области неоднократно ходатайствовало о присвоении нашему коллективу статуса национального. Это решение поддержало  множество общественных организаций и известных деятелей культуры. Но долгое время на пути позитивному решению этого вопроса стояло "Положение о национальном учреждении Украины". Согласно данному документу статус национального мог быть присвоен только трем коллективам в группе, а в стране уже были три национальных драматических театра. Поэтому в 2006-2007 гг. по нашей инициативе Министерство культуры и туризма Украины совместно с авторитетными театроведами и историками театра провело работу по изучению вопроса о выделении музыкально-драматических театров в отдельную группу. В итоге, что вполне закономерно для Украины, где работают 27 музыкально-драматических театра, эти коллективы были выделены в самостоятельную группу, что позволило и в этой самой большой группе театров иметь свой национальный коллектив. А 26 ноября 2009 года был подписан указ о присвоении Донецкой муздраме статуса национального.

- В отличие от многих "невыездных" театров ваш на месте сидеть не любит. За театральный сезон вы даете в городах и поселках области до 250 спектаклей, выезжаете и в другие, весьма отдаленные от столицы Донбасса города.

- Мы как тот Магомет, который идет к горе, и я считаю такую стратегию правильной. Ведь мало кто сегодня из жителей нашей области может позволить себе приехать на спектакль в Донецк. И потом мы всегда были, есть и будем театром для людей. Мы стараемся быть разными и всегда интересными нашим зрителям. Поэтому осваиваем новые жанры, часто беремся за постановку пьес, которые еще не ставились в Украине. Каждое из наших творческих подразделений, а это артисты драмы, артисты-вокалисты, балета и оркестра, имеет возможность проявить свои способности. Это моя принципиальная позиция как художественного руководителя. В прошлом сезоне нам удалось показать свое искусство жителям Днепропетровска, Луганска и Мариуполя, а в начале нынешнего - Киева. И столичной прессе, и зрителям очень понравились наши премьерные спектакли "Служебный роман. Глория", "Невеста утренней зари" и "Ladies night. Только для женщин". Подобные гастроли, очень важны для всего творческого коллектива, они привносят свежие импульсы, помогают посмотреть на свою работу со стороны, получить объективную оценку.

- Помниться фурор, который произвел ваш театр во Львове. Ведь искусство, если оно настоящее искусство, а не дешевая подделка, доходит до сердца зрителя, невзирая на его социальный
статус, возраст или менталитет.

- Культурный проект "Восток-Запад", который наши коллеги в лице художественного руководителя театра оперы и балета Вадима Писарева объявили не так давно, как новшество, отправившись на Западную Украину с балетным спектаклем "Лісова пісня", отнюдь не нов. Дело в том, что подобные творческие обмены наш театр стал проводить гораздо раньше. Сначала мы были в Луцке и Ровно. А в 2004 году, как раз накануне президентских выборов, ездили во Львов, где наши гастроли, несмотря на накал политических страстей, прошли с оглушительным успехом. Мы повезли туда не только украинскую классику - "Энеиду" и "За двумя зайцами", но и драматургически сложный спектакль на двух актеров "Девять ночей, девять жизней". А затем были не менее успешные гастроли театра имени М. Заньковецкой, на сцене которого мы выступали, в Донецке. В 2007 году наш театр побывал в Ивано-Франковске, где с таким же успехом показал четыре спектакля. Поэтому я рад, что сегодня эту "эстафетную палочку" подхватил другой донецкий театр.

- Марк Матвеевич, вы достаточно подробно и эмоционально рассказали о прошлом и настоящем театра. Когда-то одной из своих статей о донецкой муздраме я дал  название "Театр, устремленный в будущее". Поэтому было бы вполне логично завершить нашу беседу информацией о том, чем в ближайшей перспективе порадует поклонников Мельпомены ваш театр? 
- 26 и 27 марта, как раз в канун нашего профессионального праздника выпускаем комедию Жоржа Фейдо "Дамский мастер", и сразу же приступаем к репетиции еще одного достаточно большого драматического спектакля. Это "Обыкновенное чудо" Евгения Шварца. Наши вокалисты и балет уже месяц работают над новым мюзиклом с рабочим названием "Леонардо", его авторы  -  известный композитор Ким Брейтбург и очень хороший поэт Евгений Муравьев. Премьера этого спектакля запланирована на конец мая. К новому сезону восстанавливаем "Энеиду" Котляревского и планируем выпустить спектакль американского драматурга Айвона Менчела "Девичник над вечным покоем". К Новому году обязательно подготовим сказку. На малой сцене хотим провести творческий вечер одного из ведущих артистов нашего театра заслуженного артиста Украины Андрея Романия, а также выпустить несколько спектаклей. К репетициям одного из них, "Выходили бабки замуж" русского драматурга Флорида Булякова - дипломной работе нашего артиста Игоря Рыбчинского, который в этом году заканчивает режиссерский факультет Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. Карпенко-Карого, - приступаем уже через пару дней. Продолжим выпускать и новые программы в "Театральной гостиной". В дальнейших планах постановка одного из самых резонансных произведений Николая Кулиша.

Беседовал Валерий ГЕРЛАНЕЦ.

Фото Вячеслава ПАЩУКА.

"На общеукраинском уровне Донецкий театр, которым руководит один из самых талантливых директоров постсоветского пространства Марк Бровун, считается не только гордостью Донбасса, но и признан одним из лучших в Украине".
Нелли Корниенко, доктор искусствоведенья, директор Государственного центра театрального искусства им. Леся Курбаса

"Донецька муздрама показує вистави не тільки в рідному місті: колектив мобільний і тому влітку охоче грають у містах Донбасу. Зробили обмінні гастролі з Львівським театром ім. М. Заньковецької. Успіх шалений, львівський глядач відразу полюбив завзяття й енергію митців східного регіону. Жодних непорозумінь, навпаки, взаємне визнання і любов.
Цей театр як свято, театр як храм коштує величезної праці, яку треба цінувати. Свої ініціативи і пропозиції в менеджменті театральної справи Марко Бровун виголосив на парламентських слуханнях, присвячених питанням культури. Його досвід дуже цінний. Виходить, не тільки в Європі нам слід вчитися. Корисно повчитися і в Донецьку. Я в цьому переконана."
Лариса Брюховецька, кінокритик, старший викладач кафедри культурології Національного університету "Києво-Могилянська академія", головний редактор журналу "Кіно і театр"; "Кіно і театр", №4(60) 2005

"Не часто встречаются в Украине театры с ярким и неповторимым выражением творческого лица. Донецкий национальный академический украинский музыкально-драматический театр именно такой - неповторимый и своеобразный. Его спектакли всегда многофигурные, на сцене вытанцовывают 12 пар артистов балета. Прекрасные вокальные голоса актеров в состоянии петь и классическую оперу, и современную эстраду. Декоративность сценографии донецких спектаклей щедрая, конструктивная, костюмы роскошные. То есть зритель попадает на праздник красоты, ему есть что послушать и на что посмотреть, есть чему поаплодировать и в восторге даже повизжать. И тогда, когда театр придерживается этого творческого почерка, он одерживает своеобразные победы".
Валентина Заболотная, кандидат искусствоведения, профессор; "День", №172-173, 24-25.09.2010

"Донецький національний музично-драматичний давно виділяється серед обласних колективів  своїм потужним творчим потенціалом, а останні півдесятка років ще й розкішною відремонтованою спорудою… Цьогорічні прем’єра на великій сцені - це данина різножанровим апетитам донецького глядача. Але запланувавши за рік здійснити постановки національної класики, українського мюзиклу, інтелектуальної зарубіжної драми та антрепризного шлягеру, театр прилаштував планку майже так само високо, як колись інший донеччанин, здолавши її, став олімпійським чемпіоном".
Ганна Веселовська, доктор мистецтвознавства, професор; "День", №81-82, 14-15.05.2010

"Я знаком с работой Донецкого музыкально-драматического театра, где художественным руководителем работает Марк Бровун. Это успешный коллектив. Билеты там реализуются за месяц наперед. Не так давно у нас была группа из Совета Европы, которая знакомилась с нашей культурной ситуацией. Так я членам этой группы сказал: "Вы поезжайте в Донецк и сами убедитесь, что украинская культура там не в загоне, а прекрасно и эффективно развивается". Они действительно поехали, а потом признавались, что никогда не думали встретить там такой эффективный серьезный подход к развитию украинской культуры…"
Юрий Богуцкий, министр культуры и туризма Украины в интервью газете "Зеркало недели", №4(633), 3.02.2007


» все новости




Новости по теме

08.11.2017 : Жителей Донецкой области приглашают на показы документальных фильмов

01.09.2017 : Австралийские ученые расшифровали вавилонские писания

13.04.2017 : Евровидение в Киеве: полиция опубликовала руководство для иностранцев

04.04.2017 : Билетов на Евровидение продано на 36 млн. грн.

16.03.2017 : На "Евровидение-2017" уже продали четверть билетов

27.02.2017 : Ведучими Євробачення-2017 у Києві обрали лише чоловіків

26.02.2017 : 25 лютого відбувся фінал Національного відбору на Євробачення-2017.

17.02.2017 : Билеты на финал конкурса "Евровидение 2017" разлетелись" за 15 минут

31.01.2017 : Подробности проведения "Евровидения" в Киеве

27.05.2016 : Отдых всей семьей в Шри-Ланке

23.05.2016 : Звуки романса в музее

15.05.2016 : Украина победила на "Евровидении-2016"

15.05.2016 : «Океан Эльзы» даст бесплатный концерт в Мариуполе

15.12.2015 : 400 социально незащищенных детей посетят Музей Сказок

12.12.2015 : Мишель Легран выступит в Украине

17.11.2015 : Осетины на донецкой сцене

11.11.2015 : Вечерний Квартал будет шутить помягче

16.03.2015 : Лия Ахеджакова расплакалась, говоря о войне в Донбассе

23.02.2015 : "Бердмэн" взял четыре "Оскара"

11.02.2015 : Зеленского спасли от "акта насилия"

04.02.2015 : Тайный запрет на "Восхождение Юпитер"

04.02.2015 : Джигурда попал в больницу

04.02.2015 : Прощание с Кузьмой Скрябиным продлится до утра

03.02.2015 : Лидера группы «Скрябин» похоронят завтра под Львовом

03.02.2015 : Джигруда разводится с Анисиной







Новости партнёров - Join
загрузка...
Система Orphus
Если Вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Сtrl+Enter.





 

» архив новостей
печать версия для печати
реклама


погода

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

курс валют
Курсы валют на PROext
пресс-релизы
Лидер рынка электронного парения - Kangertech
Тренд замены обычных сигарет на электронные набирает свои обороты. »
Выбор спортивной обуви
Можно с уверенностью говорить о том, что кроссовки являются одним »
 



2008-2012 © ЗАО "Газета Вечерний Донецк" - Лучшая газета о товарах и услугах г. Донецка.
Использование любых материалов опубликованных на сайте,
разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт.
Рейтинг сайтов LookMy.info Создание сайта Донецк - LookMy.info
на базе конструктора сайтов